Функциональная граммотность

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.

Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.

 

Внешние исследования функциональной грамотности

Исследование

Что проверяет

Какие классы

Когда проходит

Когда ближайшее

TIMSS

Качество математического и естественно-научного образования

4-е и 8-е

Раз в четыре года

2023 год

PIRLS

Качество чтения и понимания текста

4-е

Раз в пять лет

2021 год

PISA

Все виды грамотности

15-летние школьники

Раз в три года

2021 год

Оценка качества образования по модели PISA

Качество математического и естественно-научного образования

8-е и 9-е

Раз в четыре года

2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком

В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований. 

 

Дорожная карта «Функциональная грамотность»

 на 2021-2022 учебный год

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А.А.Леонтьев). Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Поэтому в современных условиях жизни необходимо делать акцент на умения применять эти знания.

По материалам публикации: https://mcko.ru/articles/2264

 ЦЕЛЬ

Формирование у обучающихся компетенций, способствующих эффективному построению будущей образовательной и профессиональной деятельности для обеспечения высокого уровня качества жизни в условиях быстро меняющихся условий окружающего мира.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Образовательная деятельность по программам учебных предметов будет иметь практикоориентированную направленность - не менее 30% содержания.

2. Для формирования функциональной грамотности обучающихся и воспитанников в Плане внеурочной деятельности будут предусмотрены курсы общеинтеллектуальной направленности - не менее 3 курсов по выбору.

3. Будет выполнена интеграция образовательной деятельности и дополнительного образования детей по шести направлениям: читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление - не менее 1 курса или 1 учебного объединения по направлению.

4. В образовательной организации для анализа и оценки успешности проектного и практикоориентированного учебного процесса будет создана база данных обучающихся, участвующих в формировании функциональной грамотности - обновление не реже 1 раза в квартал.

5. В образовательной организации для анализа и оценки успешности проектного и практикоориентированного учебного процесса будет создана база данных педагогических работников, участвующих в формировании функциональной грамотности - обновление не реже 1 раза в квартал.

6. В перспективном плане повышения квалификации будет предусмотрена возможность обучения педагогических работников на курсах по формированию функциональной грамотности - ежегодно до 30 % работников образовательной организации.

7. В программе лектория для родителей будут предусмотрены тематические встречи по вопросам функциональной грамотности - не менее 2 встреч в год.

 

РЕСУРСЫ

- программно-методические: РП учебных предметов, курсов по выбору, учебных объединений дополнительного образования детей;

- материально-технические: лаборатории конвергентного образования, учебные пособия, оборудование и широкополосный доступ к ресурсам МЭШ;

- информационные: сайт школы,интернет-ресурсы https://fg.resh.edu.ru и https://fipi.ru   

- кадровые: учителя, педагоги дополнительного образования, иные педагогические работники.